(Метаксакис; 21.09. 1871, с. Парсас, ныне Метаксохори, Крит - 28.07.1935, Александрия, Египет), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935). Род. в горном местечке недалеко от Иерапетры, мирское имя Эммануил. Обучался в местной начальной школе, затем в средней школе в Иерапетре, к-рую не окончил и вернулся домой. В 1889 г. в возрасте 18 лет прибыл в Иерусалим, где временно служил его дядя свящ. Стефан Проватакис, и вскоре стал келейником архим. Вениамина, игумена греч. мон-ря свт. Николая Чудотворца, который в 1892 г. был возведен в сан митрополита Амидского в Антиохийской Церкви. Эммануил последовал за ним в Дамаск, и 10 марта 1892 г. митр. Вениамин постриг юношу в монашество с именем Мелетий и рукоположил во диакона. После избрания на Антиохийский престол патриарха-араба Мелетия II (Думани) и последовавшего затем разрыва канонических отношений греч. Патриархатов с Антиохийской Православной Церковью, М. в 1899 г. покинул Сирию и возвратился в Иерусалим, где вступил в Святогробское братство. Здесь в 1900 г. М. окончил богословскую школу Честного Креста, стал секретарем в Патриаршей канцелярии, начал публиковать статьи в греч. прессе.
В 1902 г. М. был назначен секретарем Свящ. Кинота и членом Свящ. Синода с титулом геронта. В 1903 г. в Неделю ваий М. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. Кроме работы в Синоде М. курировал образовательную деятельность Иерусалимской Патриархии и считал, что его задачей является противодействие активной работе русских в Палестине. Он увеличил число патриарших школ для арабских детей с 50 до 75, поощрял издание арабоязычной учебной лит-ры, открыл реальное училище в Яффе (1905). При участии М. Иерусалимская Патриархия в 1904 г. начала выпуск ж. «Новый Сион» (Νέα Σιών), в 1907 г. М. убедил Александрийского патриарха Фотия предпринять выпуск еще одного периодического издания и участвовал в разработке его проекта. Ж. «Церковный маяк» (᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος) с приложением «Пантен» (Πάνταινος) стал выходить в Александрии в 1908 г. М. выступал в качестве доверенного лица Иерусалимской Патриархии и часто отправлялся с важными миссиями, касавшимися нужд Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), в т. ч. и в Россию. В 1907 г. М. участвовал в попытке урегулирования церковного кризиса в Кипрской Православной Церкви, вызванного тем, что после смерти архиепископа в 1900 г. на Кипре осталось всего 2 архиерея, каждый из к-рых претендовал на место первоиерарха. Вмешательство вост. Патриархатов в 1907 г. не принесло результатов, и противостояние между 2 соискателями продлилось еще неск. лет. В нояб. 1908 г. М. инициировал выпуск ежедневной политической газ. «Палестинский вестник» (Παλαιστίνιος κῆρυξ) с целью «поддержки поклоннического и церковного дела в Палестине и в частности общепризнанных прав греческой нации на святые места». Но после 3-го номера издание газеты было приостановлено.
В 1908 г. в ИПЦ разгорелся кризис, вызванный очередной попыткой араб. паствы вступиться за свои права на фоне политических преобразований в Османской империи, связанных с приходом к власти младотурецкой партии. Арабы настаивали на признании равноправия с греками, учреждении Смешанного совета с участием клириков и мирян, к-рый бы курировал деятельность и финансы Иерусалимской Патриархии, а также на участии духовенства и мирян в выборах патриарха, на избрании священников народом, введении церковного пения на араб. языке наряду с греческим и др. Согласие патриарха Дамиана, к-рого и до того обвиняли в благосклонности к арабам, на обсуждение требований арабоязычной паствы вызвало критику в его адрес со стороны Святогробского братства и Синода. 13 дек. 1908 г. на заседании Синода был смещен патриарх и избран временный местоблюститель. Низложение патриарха сразу же поддержали КПЦ и АПЦ, а также греч. правительство, 3 янв. 1909 г. решение Синода было утверждено Высокой Портой. После этого правосл. арабы устроили массовые акции протеста, в ходе к-рых был убит один из греч. клириков. В результате правительство было вынуждено пойти на уступки, и в Иерусалим была отправлена комиссия с целью умиротворения недовольных действиями Синода. В конечном счете в февр. состоялось примирение патриарха с Синодом и Святогробским братством, а решение о его низложении было аннулировано. Власти настояли на удалении из Иерусалима зачинщиков смуты. В их числе оказался и М., один из главных участников смещения патриарха. Впосл. М. восстановил отношения с патриархом Дамианом. М. прибыл в К-поль, где участвовал в обсуждении ситуации в ИПЦ и убеждал правительство, решившее все же учредить Смешанный совет, не идти навстречу требованиям правосл. арабов и не вносить никаких изменений в систему управления Церкви, настаивая на том, что издревле управление св. местами в Палестине было закреплено исключительно за патриархом и Святогробским Кинотом, возникновение Смешанного совета станет нарушением установленного порядка. Свою позицию М. представил в работе «Притязания арабоязычных православных Палестины» (Αἱ ἀξιώσεις τῶν ἀραβοφώνων ὀρθοδόξων τῆς Παλαιστίνης. Κωνσταντινούπολις, 1909).
В февр. 1910 г. М., получивший разрешение патриарха Дамиана на переход в Кипрскую Православную Церковь, был избран на митрополичью Китийскую кафедру (Ларнака), 4 апр. последовала его архиерейская хиротония. Одним из первых деяний нового митрополита стало создание в Ларнаке духовной семинарии. Для преподавания в новообразованном учебном заведении М. пригласил своего давнего друга и старшего товарища архим. Хризостома (Пападопулоса; впосл. архиепископ Афинский Хризостом I), к-рый вместе с М. был удален из Иерусалима после конфликта с патриархом Дамианом. По инициативе М. в Ларнаке также открылось торговое уч-ще, позже при его участии было создано агрономическое уч-ще в Лимасоле. Повышенное внимание М. к образовательной сфере было связано с действием на Востоке, и в частности на территории Кипра, зарубежных учебных заведений, которые были очагами политического и идеологического влияния и открытого прозелитизма. 2 окт. 1911 г. М. обратился к пастве с призывом не отдавать детей в иностранные школы. В Ларнаке М. начал издание ж. «Церковный вестник», 1-й выпуск увидел свет 14 янв. 1911 г. 12 окт. 1912 г. при участии М. здесь же было образовано Археологическое об-во для изучения и сохранения христ. памятников на Кипре. М. был председателем комиссии по выработке нового устава Кипрской Церкви и лично подготовил его проект, к-рый был с незначительными изменениями утвержден Синодом. Участвовал М. и в работе учрежденной греч. правительством в 1912 г. комиссии по вопросу о церковном подчинении епархий КПЦ на территориях Греции, Сербии и Болгарии, отвоеванных у Турции во время 1-й Балканской войны.
Дядя М., свящ. Стефан Проватакис, был в дружеских отношениях с также происходившим с о-ва Крит видным политическим и гос. деятелем Греции Э. Венизелосом и всячески рекомендовал ему своего племянника, а тот неоднократно обещал поддержку М. и содействие его карьерному росту. С 1910 г. М. установил личные связи с Венизелосом, к-рый в том же году стал премьер-министром Греции, и обменивался с ним письмами и поздравлениями. Впоследствии между ними сложились близкие и доверительные отношения. После смерти патриарха Иоакима III 13 нояб. 1912 г. правительство Греции предложило включить М. в число кандидатов на освободившийся Патриарший престол, однако члены Синода КПЦ сочли невозможным внести его имя в число претендентов на том основании, что М. был правящим архиереем менее 7 лет, что нарушало требование Общих уставов для соискателей Патриаршего престола. В авг. 1913 г. по поручению Венизелоса М. прибыл на Афон для отстаивания греч. интересов в противоборстве с инициативой российского правительства о наделении Афона особым международным статусом. 3 окт. 1913 г. в присутствии М. собрание греков-афонитов огласило в храме Протата в Карее постановление о том, что Св. Гора должна находиться в подчинении Греции. Постановление было подписано игуменами почти всех греч. обителей на Афоне. В том же году М. опубликовал книгу «Святая Гора и русская политика на Востоке» (Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος καὶ ἡ ρωσικὴ πολιτικὴ ἐν ᾿Ανατολῇ. ᾿Αθῆναι), в к-рой подверг жесткой критике деятельность российской дипломатии и изложил позицию афонитов по вопросу о политическом и церковном статусе Св. Горы.
Длительные отъезды М. с Кипра и прежде всего его политическая ориентация вызывали недовольство в среде киприотов. Кипр, фактически находившийся под управлением Великобритании (согласно англо-турецкой «Кипрской конвенции» 1878 г.), с 5 нояб. 1914 г. в связи с вступлением Турции в первую мировую войну был аннексирован Соединённым Королевством, и участие М. в делах формально др. гос-ва и др. Церкви противоречило интересам местной паствы. Еще раньше М. стал объектом критики из-за введения им в своей епархии электрического освещения в храмах, что истолковывалось как отступление от традиций. После смерти Кипрского архиеп. Кирилла II 6 июля 1916 г. М. вошел в число претендентов на место предстоятеля Кипрской Церкви, но избран был др. кандидат - митр. Киринийский Кирилл (Василиу; см. ст. Кирилл III).
Венизелос, который в отличие от греч. кор. Константина I, сторонника сохранения Грецией нейтралитета в войне, выступал за развитие военного сотрудничества со странами Антанты, осенью 1915 г. был вынужден уйти в отставку. Но уже 30 авг. 1916 г. начался политический переворот, организованный Движением народной обороны, который привел к учреждению в Фессалонике оппозиционного правительства во главе с Венизелосом. М. с самого начала поддерживал переворот и активно выражал свои политические взгляды, что приводило к различным конфликтным ситуациям. Синод ЭПЦ выступил в поддержку монарха, главу мятежного правительства предали всенародной анафеме (в провозглашении анафемы принял участие митр. Афинский Феоклит I (Минопулос), и только меньшая часть Синода воздержалась от одобрения данной, очевидно политической, инициативы). Однако военные победы стран Антанты обусловили торжество оппозиции: 11 июня 1917 г. кор. Константин I отрекся от престола в пользу своего сына Александра и покинул Грецию, в управление страной вступило новое правительство во главе с Венизелосом. 11 июля это правительство приняло решение о роспуске действующего состава Синода, пересмотре устава ЭПЦ и проведении церковного суда над епископами, поддержавшими решение об анафематствовании Венизелоса. Итогом судебного разбирательства стало извержение из архиерейского сана Афинского митр. Феоклита I, митр. Ларисского Арсения и смещение с кафедр еще 3 епископов. Тем временем М. прибыл в Афины по личному приглашению Венизелоса, был включен в число кандидатов на место митрополита Афинского и получил необходимое для участия в выборах греч. подданство, из чего следовало, что возвращаться на свою кафедру на Кипре он уже не предполагал. 28 февр. из 3 предложенных Синодом кандидатов правительство выбрало М. После избрания М. получил отпускную грамоту от Кипрской Церкви, и 8 марта 1918 г. состоялась его интронизация.
Вскоре после вступления на престол, 22 авг. 1918 г., М. по поручению правительства и Синода прибыл в США. Еще в 1908 г. все зарубежные греч. приходы КПЦ были переданы в юрисдикцию ЭПЦ, но политический кризис в Греции привел к расколу в зарубежных греч. общинах. В задачи М. входило ознакомление с общей ситуацией в греч. диаспоре и устранение угрозы церковного раскола. Незадолго до того, 4 авг. 1918 г., Синод ЭПЦ принял решение об учреждении Американской архиепископии, но данная инициатива не получила развития, и в качестве временной меры управление греческими приходами на Американском континенте было поручено прибывшему вместе с М. в Нью-Йорк экзарху - викарному архиерею Афинской митрополии еп. Родостольскому Александру (Димоглу) (Κουκουσάς Β. Δ. Ιστορία της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Αμερικής. Θεσ., 2010. Σ. 118-124). Исполнение еп. Александром своих обязанностей не было согласовано с РПЦ и шло вразрез с каноническим порядком и установившейся практикой, согласно к-рой на территории США в тот момент существовали исключительно епархии РПЦ. Для этнических общин, нуждавшихся в епископе, выработалась практика учреждения викариатства в структуре Североамериканской епархии РПЦ, как было в случае сиро-араб. общины, для к-рой в 1904 г. был поставлен еп. Рафаил (Хававини). Греч. духовенство в США рассматривалось как командированное, и соответственно находившееся там на временных условиях. При необходимости греч. священники обращались к рус. епископам (напр., получали антиминсы для своих храмов). Поэтому прибытие в Нью-Йорк экзарха для греч. общин было встречено с недоумением в среде рус. клира и выразилось в прохладном отношении к греч. епископу.
В Афинской митрополии М. инициировал неск. крупных социальных проектов: была создана благотворительная казна, в которую поступали отчисления от приходов на нужды милосердия; устроен приют для детей-сирот; активно развивалась приходская церковно-просветительская деятельность. Много внимания М. уделял подготовке духовенства. В Афинах он учредил семинарию и общежитие для ее студентов, реформировал созданную в сер. XIX в. церковную школу братьев Ризариев и издал указ, запрещавший рукоположение в священный сан лиц, не имевших богословского образования. В Афинах М. возобновил издание «Церковного вестника», в 1919 г. благословил выпуск научного богословского ж. «Новое учение» (Καινὴ διδαχή).
М. разработал проект изменения действовавшей в Греции системы церковно-гос. отношений, который представил Синоду в нояб. 1919 г. в виде доклада. Одной из основных идей проекта было ограждение Церкви от влияния светской власти на ее внутреннюю жизнь, прежде всего в вопросах избрания епископов, которое до тех пор осуществлялось правительством из числа предложенных Синодом кандидатур, и в обеспечении самостоятельного управления Церковью своим имуществом. Также в проекте предлагалось учредить в качестве высшей церковной власти вместо постоянного Синода, в состав к-рого на тот момент входили всего 5 епископов, Синод, образуемый из числа всех архиереев и возглавляемый митрополитом Афинским. Однако против проекта М. в резкой форме выступил премьер-министр Венизелос, и эта инициатива не получила дальнейшего развития. Даже близкие отношения М. с главой греч. правительства не давали М. возможности оказывать на него влияние. В эти годы между правительством и Церковью были серьезные конфликты, вызванные авторитарной политикой новой власти, часто не учитывавшей ни мнение, ни интересы Церкви внутри страны.
В 1919 г. по инициативе М. Синод рассматривал вопрос о календарной реформе. Синод, хотя и согласился с возможностью перехода на новый стиль, тем не менее счел невозможным действовать в данном вопросе в одностороннем порядке, без одобрения др. автокефальных Церквей, и принял решение ожидать соответствующей инициативы от КПЦ, кафедра предстоятеля к-рой оставалась вакантной с 1918 г. (после отречения Германа V во главе Патриархата находился местоблюститель).
В сент. 1920 г. М. выступил с предложением ускорить выборы К-польского патриарха. У М., по всей видимости, были основания предполагать, что он сможет возглавить вдовствующую Патриаршую кафедру, поскольку еще в 1919 г. греч. правительство повторно предлагало включить М. в число кандидатов на Патриаршество. Собрав в Афинах епископов КПЦ, возглавлявших епархии на т. н. новых территориях в Греции, М. побудил их обратиться к Синоду КПЦ с призывом начать процедуру замещения вдовствующей кафедры. Однако 25 окт. 1920 г. в Афинах в результате несчастного случая умер кор. Александр. Его отец кор. Константин I был вынужден возвратиться в Грецию. Вскоре после этого в стране состоялись парламентские выборы, которые партия Венизелоса проиграла. Венизелос подал в отставку и покинул страну. Премьер-министром стал его политический оппонент Д. Раллис. Новое правительство решило пока не вмешиваться в дела КПЦ.
Роялисты резко отрицательно относились к тесно связанному с прежним политическим курсом М. Новый премьер-министр и др. члены правительства отказались признать М. и принести присягу в его присутствии. Для участия в этой церемонии был приглашен приходской священник. Правительство блокировало деятельность Синода и предложило М. самостоятельно отречься от престола в обмен на пожизненное достойное содержание, от чего тот отказался. 16 нояб. 1920 г. королевским указом было аннулировано постановление церковного суда о низложении митр. Феоклита I и др. архиереев, они получили предписание вернуться на свои кафедры. Тем же указом был сформирован новый состав Синода во главе с митр. Феоклитом I. М. должен был сдать дела и покинуть митрополию. В ответ М. выступил с категорическим протестом против вторжения во внутренние дела ЭПЦ и неканонических действий правительства и обратился за поддержкой к предстоятелям др. Церквей. Правительство сменило тактику и решило сместить М. каноническим путем. Председательство в Синоде временно поручили вместо Феоклита I др. иерарху. На 2-м заседании нового Синода было принято решение о созыве Собора всех епископов ЭПЦ для урегулирования сложившейся ситуации, о чем был издан и соответствующий королевский указ. Собор заседал с 3 по 17 дек. 1920 г. и завершился тем, что большинством голосов постановления и канонические прещения церковного суда 1917 г. были признаны не имеющими силы, а все осужденные им архиереи были восстановлены в своем достоинстве. М. опротестовал решение Собора, созванного без согласия первенствующего епископа и с участием осужденных церковным судом архиереев. В февр. 1921 г. М. покинул Грецию, продолжая считать себя каноническим Афинским митрополитом и «председателем Священного Синода святейшей Элладской Церкви». Также не признала смещения М. и КПЦ, к-рая объявила неканоничным возвращение на престол Феоклита I и как следствие временно разорвала отношения с ЭПЦ.
М. отправился в Лондон, где встретился с временно находившимся там местоблюстителем Патриаршего престола КПЦ митр. Дорофеем (Маммелисом). По итогам переговоров М. отбыл в Нью-Йорк с целью возглавить местные греч. приходы. Его бывш. викарий еп. Родостольский Александр отказался признавать происшедшие в ЭПЦ перемены и в ответ на его отзыв обратно в Афины разорвал свои отношения с новым Синодом. Прибыв в США, М. разослал 8 марта 1921 г. окружное послание, в котором известил греч. приходы о своем вступлении в управление ими вместе с еп. Александром. Часть приходов отказалась признать М. 13 сент. М. открыл работу общего собрания признавшего его греч. духовенства, на к-ром была учреждена Греческая архиепископия Америки с центром в Нью-Йорке (юрисдикция к-рой распространялась на США, Канаду и всю Юж. Америку), приняты временный устав новой церковной структуры и решение обратиться к КПЦ с просьбой об урегулировании статуса нового образования. Собрание учредило Свято-Афанасиевскую семинарию для подготовки местного греч. духовенства. Здесь же, в Нью-Йорке, М. возобновил издание «Церковного вестника».
Тем временем власти Греции пытались остановить развитие амер. раскола. 22 мая 1921 г. Синод ЭПЦ принял решение направить в США нового экзарха, в авг. обратился с посланием к верующим в США, в котором объявил М. и еп. Александра раскольниками, а совершаемые ими и всеми находившимися в общении с ними священниками таинства безблагодатными. Синод инициировал церковный суд над М. и еп. Александром, к-рый был назначен на 15 дек. 1921 г. М. обвиняли во вступлении на Афинский престол при пособничестве светской власти, в учинении раскола и призывали явиться в Афины. Параллельно КПЦ объявила о начале процедуры избрания патриарха. Поскольку М. значился среди кандидатов, Синод ЭПЦ увещал Фанар воздержаться от избрания М. Несмотря на всевозможные попытки со стороны греч. правительства воспрепятствовать проведению выборов, на значительную оппозицию М. в самой КПЦ и на существенные процессуальные нарушения во время выборов, М. все же получил необходимое большинство голосов. 25 нояб. 1921 г. находившийся в Нью-Йорке М. был избран новым К-польским патриархом Мелетием IV. Во многом его избранию способствовало вмешательство сохранившего свое влияние Венизелоса, лично просившего отдать предпочтение М. Противники М. обвиняли его в подкупе архиереев и даже называли конкретные суммы, к-рые якобы были им переданы в К-поль.
Церковный суд в Афинах заседал с 22 по 29 дек. 1921 г. и принял решение об извержении М. из архиерейского сана и пожизненном заключении в одном из греч. мон-рей. Разумеется, решения суда не были признаны ни М., ни КПЦ на том основании, что после избрания патриархом М. более не находился в юрисдикции ЭПЦ и не подлежал ее суду. Дальнейшие попытки придать к.-л. реальное значение постановлениям церковного суда относительно М. оказались безуспешными, и в сент. 1922 г. постановления были аннулированы.
Избрание М. вызвало раскол в КПЦ. Часть архиереев на Фанаре и епископы т. н. новых территорий во главе с митр. Фессалоникийским Геннадием, а значит, и подавляющее большинство епископата отказались признавать результаты выборов. Синод ЭПЦ предлагал созвать в Афинах собрание представителей всех восточных Церквей для урегулирования кризиса. В ситуацию вновь вмешался Венизелос, к-рый обратился с просьбой о поддержке М. к брит. властям (в марте 1920 Стамбул был оккупирован войсками Антанты, управление передано верховным комиссарам, главой правительства назначен брит. ставленник). М. отправился из Нью-Йорка в Лондон. Туда же как представитель оппонентов М. поехал и митр. Трапезундский Хрисанф (Филиппидис; впосл. архиепископ Афинский) с целью убедить брит. церковные и политические круги не признавать М. патриархом. М. добился встречи с архиепископом Кентерберийским Рэнделлом Дэвидсоном, который по рекомендации мин-ва иностранных дел попытался уклониться от нее, но уступил и неофициально принял нового патриарха. 18 янв. с М. встретился премьер-министр Д. Ллойд Джордж, обещавший М. свою помощь и впоследствии действительно оказывавший ему покровительство. М. отправился во Францию, где также при поддержке Венизелоса встречался с представителями политических кругов, пытаясь добиться признания и поддержки. 24 янв. М. прибыл в К-поль и был возведен на Патриарший престол. На известительные послания М. не ответили Александрийский и Иерусалимский патриархи и Синод ЭПЦ. Свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, направив 25 марта 1922 г. КПЦ послание относительно церковной ситуации на Украине, адресовал его не избранному патриарху, а бывш. местоблюстителю митр. Кесарийскому Николаю (Грамота Его Святейшества, свят. Тихона, патр. Московского и всея России // Церк. вед. Сремски Карловци, 1922. № 4. С. 1-3). О факте избрания М. на К-польский престол патриарх Тихон к тому моменту уже знал (см.: Переписка святителя Тихона Патриарха всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского): 1921-1922 гг. / Публ. и предисл. Н. Ю. Лазаревой // УЗ РПУ. Вып. 6. М., 2000. С. 109).
После избрания на Патриарший престол М. начал масштабную реформу зарубежной деятельности КПЦ. Он аннулировал Томос 1908 г., передававший управление всеми зарубежными греческими приходами в юрисдикцию ЭПЦ, и принял в состав КПЦ образованную им ранее Американскую архиепископию, благодаря чему в США была официально создана параллельная с русскими епархиями церковная юрисдикция. М. заявил о распространении власти КПЦ на все без исключения православные приходы, пребывавшие вне канонической территории автокефальных Церквей, в связи с чем им был образован Экзархат Зап. и Центр. Европы с центром в Лондоне, призванный распространить свою власть на зарубежные приходы всех правосл. Церквей на территории Европы. В 1923 г. была учреждена параллельная с сербской юрисдикция в Чехословакии и незаконным образом переведены в состав КПЦ получившие в 1920-1921 гг. статус автономии в составе Московского Патриархата Эстонская и Финляндская Православные Церкви. При М. КПЦ активно продвигала идею объединения с англикан. Церковью и в качестве встречного жеста в одностороннем порядке признала каноничность англикан. иерархии. М. неоднократно говорил о том, что структура правосл. Церкви, представляющая собой федерацию независимых Церквей, близка к структуре Англиканского содружества, что упрощает их воссоединение (Tillyrides A. Meletios Metaxakis: A Historic Document // Θεολογία. 1984. Τ. 55. Τεύχος 2. Σ. 525-532). По инициативе М. и под его председательством в К-поле прошел т. н. Всеправославный конгресс, принявший ряд постановлений, большинство из к-рых не получили признания. Именно на этом конгрессе были приняты исторические решения о переходе на новый стиль и о созыве Всеправославного Cобора. М. всерьез рассматривал возможность переноса кафедры Патриархата из К-поля в Фессалонику, о чем он вел переписку с греч. правительством. (Подробнее о деятельности М. как К-польского патриарха см. в ст. Константинопольская Православная Церковь.)
Действия М. по отношению к РПЦ в этот период сохраняли двусмысленный характер. С одной стороны, КПЦ неоднократно публично выступала в поддержку патриарха Тихона и РПЦ. Так, 5 мая 1922 г. было выпущено воззвание в защиту гонимых христиан М. Азии и России (Ψήφισμα τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου ὑπὲρ τῶν ἐν ᾿Ασίᾳ καὶ Ρωσσίᾳ διωκομένων χριστιανῶν // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1922. Τ. 46. Σ. 209-210). С другой стороны, М. был известен как критик РПЦ и активный борец с рус. влиянием на Востоке. При нем КПЦ незаконным образом отторгла от РПЦ несколько епархий и признала самочинное и опротестованное патриархом Тихоном избрание нового Варшавского митрополита. М. искал возможность вторгнуться в церковную смуту в РПЦ, вызванную обновленческим расколом. Большевистские органы получали конфиденциальную информацию о готовности М. якобы участвовать в смещении патриарха Тихона. 27 июня 1922 г. Л. Д. Троцкий получил докладную записку, в к-рой сообщалось: «В Высшее церковное управление несколько раз являлся проживающий в Москве архимандрит «наместник Константинопольского вселенского патриарха»… В частной беседе с представителями Высш[его] цер[ковного] упр[авления] [он] сообщил, что «его господин, святейший вселенский патриарх», мог бы прибыть на собор в Москву, признать Высшее церковное управление, участвовать в суде над патриархом Тихоном, словом, сделать все, что нужно Высшему церковному управлению, вплоть до низложения Тихона «по всем каноническим правилам»» (Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Рус. Церкви по новым архивным док-там // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2014. Вып. 3(58). С. 58-59). В нач. 1923 г. М. пытался установить через посредников контакты с одним из лидеров обновленческого раскола «митрополитом Одесским» Евдокимом (Мещерским). Однако, когда дело дошло до «суда» обновленцев над патриархом Тихоном, Синод КПЦ официально заявил о своем отказе от участия в нем. 24 апр. 1923 г. Синод постановил: «Уведомить представителя Вселенского Патриарха в Москве, что Великая Церковь не только не пошлет на суд своего представителя, но рекомендует и русским иерархам воздержаться от всякого участия в нем, потому что все Православие… смотрит на Патриарха Московского и всея России как на исповедника» (Постановление Вселенского Патриархата по вопросу о суде над свят. Тихоном, патр. Московским и всея России // Церк. вед. 1923. № 7/8. С. 1). В ближайшем выпуске офиц. издания КПЦ было опубликовано соответствующее заявление: «Согласно решению [Синода] представителю в Москве Архимандриту Иакову было предписано опровергнуть сообщение, будто бы Вселенская Патриархия собирается направить представителя для участия в церковном судебном разбирательстве над Блаженнейшим Патриархом Тихоном» (᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1923. Τ. 47. Σ. 120). Комментируя слухи о возможном участии КПЦ в обновленческом «Всероссийском поместном соборе», М. писал 27 апр. 1923 г. архим. Иакову: «В европейских газетах и здесь у нас распространились [слухи], что мы были оттуда приглашены или же сами по собственной инициативе приняли решение направить нашего представителя принять участие в намечаемом там некоем церковном судебном процессе, на котором планируется судить и приговорить Блаженнейшего Патриарха Тихона. Заявляем, что мы были крайне удивлены распространением подобных слухов, не имеющих под собой решительно никаких оснований. На самом же деле в письме Вашему Высокопреподобию под исходящим номером 3990 от 9 июля 1922 г. мы отмечали кроме всего прочего, что если местные братья считают уместным направление нашей делегации, так чтобы она присутствовала от имени Вселенской Патриархии на намечаемом в Москве церковном собрании и на месте поспособствовала благополучному направлению и мирному урегулированию ситуации в братской Церкви, то мы охотно бы направили такую делегацию. Но, кроме того, что мы не получали никакого официального приглашения, целью, как мы уже сказали, нашего возможного представительства не могло было бы быть ничего иного кроме братской помощи в благополучном разрешении сложившегося в бедствующей Русской Церкви положения. Где-то в конце минувшего марта месяца нас посетил господин Никифор Андреевич Балашев, капитан прибывшего сюда советского парохода «Эльборус», который кроме всего прочего сообщил нам кое-что и относительно положения местных церковных дел. Поскольку в частности он сказал нам о том выдающемся положении среди российских иерархов, которое в данный момент занимает Одесский архиерей - Преосвященный Митрополит кир Евдоким, то по нашему распоряжению Его Преосвященству было направлено из канцелярии письмо, в котором его просили о присылке, при возможности, его разъяснительной записки о церковном положении в России, и вместе с тем сообщалось, что Вселенская Патриархия, если она, конечно, будет приглашена, с радостью направит одного или двух своих представителей на намечаемый в Москве в середине текущего месяца Всероссийский церковный собор, но не с какой иной целью, как только чтобы вблизи ознакомиться со всей ситуацией и, воспользовавшись удобным случаем, поспособствовать ее упорядочиванию. Распространяемый слух, что речь идет о нашем участии в церковном процессе с целью суда над Святейшим Московским Патриархом, по всей видимости, стал отзвуком выраженного нами вышеизложенного намерения. В любом случае фактом является, что мы оказались сегодня перед лицом конкретного повсюду широко распространяемого слуха и поэтому считаем нашим долгом однозначно и категорически заявить, что не соответствует истине не только то, что мы были приглашены принять участие в подобном судебном процессе с озвученной целью, но и то, что мы вообще намерены, даже и будучи приглашенными, принимать в нем участие. Кроме того, пользуясь случаем, хотим передать всем находящимся там русским иерархам, прочему клиру и всей благочестивой православной полноте наш отеческий совет, чтобы во всех своих взглядах и действиях они не только руководствовались священными канонами и церковными установлениями, но и в особенности во всем, что относится к лицу Блаженнейшего Патриарха, надлежит им тщательно избегать всякого даже мельчайшего покушения выставить Его Блаженство перед судом и приговором. Пусть не забывают, что весь православный и остальной церковный мир с глубокой заинтересованностью, уважением и переживанием наблюдает за его страданиями, переносимыми за веру и Церковь, до такой степени, что смотрит в своем сознании на Его Блаженство уже как на исповедника христианской веры» (Καλαϊτζῆς Χρ., διάκ. Τὸ Μετόχιον τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου ἐν Μόσχᾳ «῾Ο ἅγιος Σέργιος» καὶ οἱ ἡγούμενοι αὐτοῦ (1881-1936). Γενεύη, Κατερίνη, 1991. Σ. 608-610). 6 июня 1923 г. проходивший под председательством М. в К-поле «Всеправославный конгресс» принял постановление о ситуации в РПЦ: «Узнав, что в Москве прошло Церковное собрание духовенства и мирян, которое в числе прочих своих неканонических постановлений издало и решение об извержении содержащегося в тюрьме Блаженнейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, [конгресс] единогласно постановляет: 1) выразить сожаление по поводу этого деяния, направленного против первоиерарха Святейшей Российской Церкви, особенно в тот самый момент, когда продолжается его мученичество, и, напротив, выразить искреннее сочувствие патриарху-исповеднику...» (᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. Τ. 9. Αριθμ. 6. 1923. Σ. 193).
Решение об удалении М. с К-польской кафедры было принято греч. правительством задолго до официального его отречения. Причиной задержки был непредсказуемый ход переговоров с турками на Лозаннской мирной конференции. По достижении окончательных договоренностей отречение М. стало делом времени. 10 июля 1923 г. М. покинул К-поль, а 20 сент., находясь на Афоне, отрекся от Патриаршего престола. В 1924 г. М. перебрался в Афины и жил на покое в загородном доме Э. Бенакиса в Кифисье. 20 мая 1926 г. М. избрали на Александрийскую кафедру, чему предшествовала череда скандалов и интриг, вызванных конфликтом интересов сразу неск. сторон. М. был готов снять свою кандидатуру, но его сторонники все же убедили М. принять участие в выборах. 13 июня в Александрии последовала интронизация М. с именем Мелетий II. Хотя через неск. дней новый патриарх был принят егип. кор. Ахмедом Фуадом I, правительство официально признало М. только спустя полтора года - 8 дек. 1927 г.
М. приложил много сил к реорганизации АПЦ: учредил новые епархии в Египте, Южно-Африканском Союзе (ныне ЮАР), Ливии, Судане и Тунисе, возобновил Аксумскую кафедру в Эфиопии и ввел Порядок (Συνταγμάτιον) митрополичьих кафедр Патриархата, определяющий иерархию епископов внутри АПЦ. М. изменил титул предстоятеля АПЦ «Патриарх Александрийский и всей Египетской земли» на «Патриарх Александрии и всей Африки». Он отстаивал идею распространения действия 28-го правила IV Вселенского Собора и на АПЦ, утверждая, что «более древние, чем Вселенский, престолы имеют в своей юрисдикции территории, выходящие за их границы: Антиохия - на Востоке, а Александрия - в Африке» (Τσουμέρκας Π. Τα δικαιοδοτικά όρια και προβλήματα μεταξύ των πρεσβυγενών πατριαρχείων. Η περίπτωση των ορίων του Πατριαρχείου Αλεξανδρείας ως «πάσης γης Αιγύπτου» και «πάσης Αφρικής». Κατερίνη, 2005. Σ. 44). В 1929 г. он составил действующий до наст. времени Устав АПЦ (᾿Οργανικός νόμος τοῦ ᾿Ελληνορθοδόξου Πατριαρχείου ᾿Αλεξανδρείας; утвержден в 1934) и затем положения о священническом служении, о церковном суде, о браках и разводах. 13 нояб. 1931 г. М. издал патриарший указ о введении синодальной системы управления в АПЦ. В Александрийском Патриархате издревле сложилась монархическая система, соответствующая митрополичьей форме управления: вся Церковь фактически рассматривалась как одна митрополия и патриарх был наделен почти неограниченной властью. Реформа М. привела к учреждению Синода под председательством патриарха как высшего органа управления и образуемого из числа всех архиереев АПЦ (Κανονισμοὶ τοῦ Πατριαρχείου ᾿Αλεξανδρείας. ᾿Αλεξάνδρεια, 1935). Следующая реформа М. уже не получила поддержки: в 1932 г. он предложил изменить также и порядок избрания патриарха, исключив из этого процесса мирян. Подготовленный им проект вызвал много критических отзывов; в 1934 г. был утвержден порядок, сохранивший избрание патриарха общим собранием духовенства и мирян.
В окт. 1926 г. М. учредил в Александрии семинарию «Святой Афанасий». Позже он рассматривал проект о создании в Александрии Духовной Академии. В янв. 1927 г. М. открыл в Каире патриарший приют на 300 детей и кассу милосердия, куда принимались пожертвования, расходовавшиеся на нужды малоимущих. С 1930 г. инициировал издание еженедельной брошюры «Божественное проповедание» (Θεῖον κήρυγμα). М. переместил из Каира в Александрию Патриаршую б-ку и пригласил из Греции специалистов для описания и каталогизации содержавшихся в ней рукописей и архивных документов. Мн. планы М. не смог осуществить из-за бедственного материального состояния АПЦ. Он неоднократно обращался к греч. правительству и Венизелосу с просьбой о выделении средств на поддержку и окормление греч. диаспоры на Африканском континенте, к-рая собственно и составляла во времена М. паству АПЦ.
С 1 окт. 1928 г. АПЦ по инициативе М. перешла на новоюлианский календарь. М. активно выступал против планировавшейся автокефалии Церкви Додеканеса. В 1929 г. Синод АПЦ рассматривал данный вопрос и признал, что для дарования автокефалии нет достаточных оснований, о чем 8 июля был извещен К-польский Патриархат, готовивший соответствующий акт. В сент. Синод АПЦ повторно обращался на Фанар с просьбой отложить дарование автокефалии. Летом 1930 г. М. участвовал в православно-англикан. богословских собеседованиях в Лондоне в ходе 7-й Ламбетской конференции. Вскоре после этого Синод АПЦ принял решение о признании действительности англикан. хиротоний.
М. дистанцировался от вмешательства в конфликт между РПЦ и раскольниками-обновленцами. В определениях Синода АПЦ от 1927 г. отмечалось, что принятие к сведению поступающих от обновленцев посланий не означает «ни признания Синодальной Церкви, ни предпочтения ее перед другими церковными партиями в России», поскольку Синод «дистанцируется от суждения о каноничности и Православии различных церковных партий в России» (᾿Ορθοδοξία. 1927. Σ. 235). Напротив, Синод АПЦ решительным образом осудил деятельность зарубежных церковных образований в РПЦ и поддерживал претензии КПЦ на широкую юрисдикцию. В постановлениях того же Синода деятельность зарубежного Синода во главе с митр. Антонием (Храповицким) объявлялась «неканоничной и противоречащей искони действующим в Православной Церкви порядку и практике». Об этом М. писал лично митр. Евлогию (Георгиевскому) (Отношение Вост. Патриархов и других глав Правосл. Церквей к разногласиям в Зарубежной Рус. Церкви // ЦВЗЕЕ. 1927. N 1. С. 3-4). Также Синод АПЦ заявлял, что, «возлагая на митрополита Евлогия окормление русских в Западной Европе, патриарх Тихон вступил в противоречие с 28-м правилом IV Вселенского Собора», из к-рого следует, что «все православные Европы, пребывающие вне пределов, определенных для каждой автокефальной Церкви, а следовательно, и русские, должны признавать своей канонической властью только Патриарха Константинопольского» и что «их епископы зависят только от него» (᾿Ορθοδοξία. 1927. Σ. 234-235).
После смерти Иерусалимского патриарха Дамиана 14 авг. 1931 г. М. рассматривался в числе основных претендентов на освободившийся престол, что вызвало решительные протесты в ИПЦ. Противники М. инициировали бурную кампанию против его избрания, обвиняя его в обновленчестве, масонстве и нарушении канонов. В рамках этой кампании вышел известный памфлет «Жизнь и похождения Мелетия Метаксакиса» (Βαφειάδης Π. Γ. Βίος καὶ πολιτεία τοῦ Μελετίου Μεταξάκη. Κάϊρον, 1931). Выборы нового патриарха были перенесены на 1935 г.
27 июля 1935 г. М. перенес тяжелый сердечный приступ, от к-рого он и скончался на следующий день в возрасте 63 лет. Отпевание состоялось 31 июля в кафедральном соборе Благовещения Пресв. Богородицы в Александрии. М. был похоронен 2 авг. на кладбище мон-ря вмч. Георгия Победоносца в Ст. Каире. В 1940 г. останки М. были переложены в гробницу рядом с местом его погребения.